Учреждения / Управление по делам ГОЧС г.Клинцы / Нормативные правовые документы /

Программа профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований

  03/08/2020

  Управление по делам ГОЧС г.Клинцы

Программа

профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований

  1. Общие положения
  1. Программа профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования разработана Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7.
  2. Главными задачами профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (далее – профессиональная подготовка) являются:

поддержание уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, позволяющего самостоятельно решать задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности;

совершенствование практических навыков по приему от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), приему и передаче сигналов оповещения, оперативному управлению силами и средствами муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – едина система) и координации их деятельности, организации взаимодействия с органами повседневного управления единой системы;

овладение новыми и поддержание имеющихся навыков по использованию находящихся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования информационных систем, образцов технических средств управления, связи и оповещения.

  1. Профессиональная подготовка организуется руководством единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
  2. Основным документом по планированию профессиональной подготовки является План профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования на год (Приложение 1), утверждаемый руководителем дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
  3. Профессиональная подготовка проводится в рабочее время, учет занятий ведется в специальных журналах (Приложение 2).
  4. Основными формами профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования являются: занятия по профессиональной подготовке и тренировки оперативных дежурных смен.
  5. Занятия по профессиональной подготовке проводятся ежемесячно по 6 – 8 часов. Продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут.
  6. Основными формами проведения занятий по профессиональной подготовке являются: лекции, практические упражнения, зачеты.
  7. Тренировки оперативных дежурных смен осуществляются в ходе проводимых центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации тренировок, а также тренировок с дежурными сменами дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при проведении различных учений и тренировок с органами и силами единой системы.

Прием зачетов по профессиональной подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования проводится не реже одного раза в полгода в рамках осуществления допуска дежурно-диспетчерского персонала к несению оперативного дежурства.

  1. В результате освоения программы профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования обучаемые должны:

а) знать:

требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

основы организации мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне;

административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические, природные, социально-экономические особенности муниципального образования;

потенциально-опасные и социально-значимые объекты, расположенные на территории муниципального образования;

состав и структуру функциональных и территориальных подсистем единой системы субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

состав сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы единой системы, места их дислокации и порядок вызова;

состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;

структуру системы - 112 субъекта Российской Федерации;

организацию работы и алгоритм действий дежурной смены системы - 112 муниципального образования в различных режимах функционирования;

порядок приема информации, сообщений об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий);

порядок передачи сигналов оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (происшествиях);

порядок организации взаимодействия с органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

перечень информационных систем, используемых взаимодействующими органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) уметь:

пользоваться установленными на рабочем месте средствами связи и оповещения, телекоммуникационным оборудованием, информационными системами и средствами автоматизации управления;

организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ходе проведения их ликвидации;

проводить анализ и оценку степени угроз жизни, здоровью и имуществу граждан, общественному правопорядку на основании сообщений, поступивших по единому номеру «112»;

определять адрес места происшествия по поступившему по единому номеру «112» сообщению с использованием систем позиционирования, электронных и бумажных карт, по ориентирам, объектам и т.п.;

определять перечень служб и специалистов, необходимых в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия);

координировать деятельность экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;

организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления единой системы в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации (происшествия);

осуществлять психологическое сопровождение позвонившего абонента;

обеспечивать оперативное руководство и управление силами и средствами муниципального звена территориальной подсистемы единой системы при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия) и пожары;

вести необходимую служебную документацию.

 

  1. Тематический план

Тематический план определяет распределение учебного времени по предметам профессиональной подготовки, темам и видам учебных занятий, а также содержание тем и учебных вопросов.

Основными предметами профессиональной подготовки являются: правовая подготовка, общая подготовка, специальная подготовка.

 

Темы занятий

Всего часов

Вид занятий

Лекции

Практические занятия

1. Правовая подготовка

Тема 1. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

6

 

 

Занятие 1.1. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области гражданской обороны.

 

2

 

Занятие 1.2. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

2

 

Занятие 1.3. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области пожарной безопасности.

 

2

 

ИТОГО:

6

6

 

2. Общая подготовка

Тема 1. Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

8

 

 

Занятие 1.1. Гражданская оборона Российской Федерации. Организация гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.

 

2

 

Занятие 1.2. Структура, состав, задачи, режимы функционирования РСЧС.

 

2

 

Занятие 1.3. Территориальная подсистема РСЧС (соответствующего субъекта Российской Федерации), муниципальное звено территориальной подсистемы (соответствующего муниципального образования).

 

2

 

Занятие 1.4. Органы повседневного управления РСЧС. Место и роль единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в системе органов управления РСЧС и гражданской обороны.

 

2

 

Тема 2. Географические, климатические, природные, социально-экономические особенности субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

6

 

 

Занятие 2.1. Географическая, климатическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

 

2

 

Занятие 2.2. Потенциально опасные объекты, располагающиеся на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, их характеристика и возможные аварии на них.

 

2

 

Занятие 2.3. Характеристика возможных чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

 

2

 

Тема 3. Организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

8

 

 

Занятие 3.1. Основные планирующие документы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

 

2

 

Занятие 3.2. Порядок сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях.

 

2

 

Занятие 3.3. Паспорта безопасности территорий (объектов).

 

2

 

Занятие 3.4. Основные способы и организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

 

2

 

Тема 4. Режимы функционирования РСЧС. Ведение гражданской обороны.

4

 

 

Занятие 4.1. Режимы функционирования РСЧС. Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования.

 

2

 

Занятие 4.2. Порядок приведения в готовность и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.

 

2

 

Тема 5. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

2

2

 

ИТОГО:

28

28

 

3. Специальная подготовка

Тема 1. Организационная структура, задачи, состав единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

4

 

 

Занятие 1.1. Порядок создания, структура и задачи единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

 

2

 

Занятие 1.2. Организация деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

 

2

 

Тема 2. Организация оперативной дежурной службы (оперативного дежурства).

4

 

 

Занятие 2.1. Предназначение и состав оперативной дежурной смены.

 

2

 

Занятие 2.2. Подготовка, порядок заступления и смены оперативной дежурной смены, порядок несения оперативного дежурства.

 

2

 

Тема 3. Предназначение, состав и организация оперативного дежурства взаимодействующих органов повседневного управления единой системы на территории муниципального образования.

4

 

 

Занятие 3.1. Предназначение, структура и организация оперативной дежурной службы центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

 

2

 

Занятие 3.2. Дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и организаций, располагающихся на территории муниципального образования.

 

2

 

Тема 4. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны на территории муниципального образования.

6

 

 

Занятие 4.1. Организация взаимодействия и порядок обеспечения деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны на территории муниципального образования.

 

 

2

Занятие 4.2. Порядок взаимодействия с центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

 

 

2

Занятие 4.3. Отработка алгоритмов взаимодействия диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с диспетчерами оперативных экстренных служб и организаций, территориальным и местными гарнизонами пожарной охраны.

 

 

2

Тема 5. Технические средства автоматизации управления, информационные системы и аппаратно-программные комплексы.

4

 

 

Занятие 5.1. Средства связи и управления, находящиеся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

 

 

2

Занятие 5.2. Государственные, ведомственные и иные информационные ресурсы, используемые в работе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

 

 

2

Занятие 5.3. Внедрение технологий искусственного интеллекта

2

2

 

Тема 6. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

6

 

 

Занятие 6.1. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

2

 

Занятие 6.2. Организация работы с прикладным программным обеспечением «Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Российской Федерации»

 

 

2

Занятие 6.2. Учет и ведение чрезвычайных ситуаций в базе данных.

 

 

2

Занятие 6.3. Назначение, структура и порядок использования паспортов территорий муниципального образования, населенного пункта и паспортов безопасности потенциально-опасных объектов.

2

 

2

Занятие 6.4. Работа единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по организации мониторинга и координации деятельности сил и средств посредством использования ресурсов АПК «Безопасный город».

2

2

 

Тема 7. Организация работы оперативной дежурной смены по приему и отработке вызова (сообщения о происшествии) в рамках системы – 112.

6

 

 

Занятие 7.1. Алгоритм действий операторов системы-112 при получении сообщения о происшествии.

 

2

 

Занятие 7.2. Правила опроса заявителей, приема и регистрации вызова.

 

2

 

Занятие 7.3. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Порядок взаимодействия диспетчера с пострадавшим.

 

2

 

Тема 8. Организация реагирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

6

 

 

Занятие 8.1. Порядок доведения информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до реагирующих подразделений муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.

 

 

2

Занятие 8.2. Порядок поддержания взаимодействия с реагирующими подразделениями при выдвижении в зону чрезвычайной ситуации (к месту происшествия).

 

 

2

Занятие 8.3. Порядок поддержания взаимодействия и координации деятельности реагирующих подразделений в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия).

 

 

2

Тема 9. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2

 

 

Занятие 9.1. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

1

 

Занятие 9.2. Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения.

 

1

 

Тема 10. Организация оповещения и информирования.

8

 

 

Тема 10.1. Порядок и алгоритм оповещения руководства единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, органов управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, вышестоящих органов повседневного управления РСЧС об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

 

 

2

Тема 10.2. Порядок действий по обеспечению оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

 

 

2

Тема 10.3. Порядок приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны.

 

 

2

Тема 10.4. Порядок информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе в местах массового пребывания людей.

 

 

2

Тема 11. Медицинская подготовка.

2

 

 

Тема 11.1. Основные виды травм и поражений при различных чрезвычайных ситуациях.

 

1

 

Тема 11.2. Особенности оказания помощи пострадавшему при различных травмах и поражениях.

 

1

 

ИТОГО:

58

16

42

4. Итоговый контроль

Зачет

4

 

4

ИТОГО:

96

50

42

 

  1. Содержание тем занятий

 

Предмет: Правовая подготовка

 

Тема 1. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

 

Занятие 1.1.  Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области гражданской обороны.

          Лекция – 2 часа

Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны. Основные положения Федерльного закона от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны, Положения о гражданской обороне субъекта Российской Федерации, нормативных актов муниципального образования в области гражданской обороны.

 

Занятие 1.2. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Лекция – 2 часа

Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные положения Федерльного закона от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Занятие 1.3. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области пожарной безопасности.

Лекция – 2 часа

Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основные положения Федерльного закона от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Организация обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании.

 

Предмет: Общая подготовка

 

Тема 1. Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

Занятие 1.1. Гражданская оборона Российской Федерации. Организация гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.

Лекция – 2 часа

Задачи и принципы гражданской обороны. Структура гражданской обороны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Руководство и управление гражданской обороной в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Состав сил и органов управления гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Основные мероприятия гражданкой обороны.

 

Занятие 1.2. Структура, состав, задачи, режимы функционирования РСЧС.

Лекция – 2 часа

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Предназначение, задачи и структура РСЧС, ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. Структура и состав органов управления РСЧС. Силы и средства РСЧС. Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

 

Занятие 1.3. Территориальная подсистема РСЧС (соответствующего субъекта Российской Федерации), муниципальное звено территориальной подсистемы (соответствующего муниципального образования).

Лекция – 2 часа

Положение о территориальной подсистеме РСЧС субъекта Российской Федерации. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации и муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Органы управления РСЧС в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состав Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Структура и полномочия Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

 

Занятие 1.4. Органы повседневного управления РСЧС. Место и роль единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в системе органов управления РСЧС и гражданской обороны.

Лекция – 2 часа

Понятие «органы повседневного управления РСЧС», порядок создания, функции и задачи органов повседневного управления РСЧС. Порядок создания единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, ее задачи, функции и полномочия.

 

Тема 2. Географические, климатические, природные, социально-экономические особенности субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

 

Занятие 2.1. Географическая, климатическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Лекция – 2 часа

Административно-территориальное деление и транспортная инфраструктура субъекта Российской Федерации. Характеристика муниципального образования и приграничных территорий (соседних муниципальных образований).

Характеристика транспортной системы субъекта: авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт и т.п.

Природно-климатические характеристики субъекта Российской Федерации.

 

 

Занятие 2.2. Потенциально опасные объекты, располагающиеся на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, их характеристика и возможные аварии на них.

Лекция – 2 часа

Классификация потенциально опасных объектов. Радиационно-опасные, химически-опасные, пожаровзрывоопасные объекты и гидротехнические сооружения, располагающиеся на территории муниципального образования. Их класс, опасные вещества, эксплуатируемые и хранящиеся на потенциально опасных объектах. Риски возникновения аварий на данных объектах, их последствия, вероятная обстановка.

Организация взаимодействия ДДС потенциально-опасного объекта и ЕДДС.

Объекты с массовым пребываем людей. Риски возникновения различных происшествий на объектах с массовым пребыванием людей и их последствия.

 

Занятие 2.3. Характеристика возможных чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Лекция – 2 час

Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов и возможных последствий. Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника. Возможные причины и последствия возникновения чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные геологические явления и процессы. Опасные гидрологические явления и процессы. Опасные метеорологические явления и процессы. Природные пожары.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Транспортные аварии (катастрофы). Пожары и взрывы. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса) и (или) сброса) аварийно химически опасных веществ. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород. Аварии на электроэнергетических системах. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на очистных сооружениях. Гидродинамические аварии.

Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Чрезвычайные ситуации экологического характера

 

Тема 3. Организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

 

Занятие 3.1. Основные планирующие документы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Лекция – 2 часа

Организация планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структура, содержание и этапы разработки Плана.

Планирование мероприятий гражданской обороны. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования. Содержание и структура Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.

 

Занятие 3.2. Порядок сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях.

Лекция – 2 часа

Система информационного обмена. Информационные ресурсы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оперативная и плановая информация о чрезвычайных ситуациях.

Табель срочных донесений. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях. Сроки предоставления информации о чрезвычайных ситуациях. Порядок сбора и передачи информации о чрезвычайных ситуациях.

 

Занятие 3.3. Паспорта безопасности территорий (объектов).

Лекция – 2 часа

Состав и структура электронного паспорта территории (объекта). Порядок организации работы с электронными паспортами территорий (объектов). Порядок организации работы с электронными паспортами территорий (объектов) на муниципальном и объектовом уровнях. Порядок организации и требования к разработке электронных паспортов территорий (объектов). Порядок использования методик при расчете рисков и возможных последствий чрезвычайных ситуаций в электронных паспортах территорий (объектов).

 

Занятие 3.4. Основные способы и организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Лекция – 2 часа

Оповещение и информирование населения. Эвакуация населения. Обеспечение населения средствами индивидуальной и коллективной защиты. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения. Организация мероприятий радиационной, биологической, химической и медицинской защиты населения. Инженерная защита населения и территорий.

 

Тема 4. Режимы функционирования РСЧС. Ведение гражданской обороны.

 

Занятие 4.1. Режимы функционирования РСЧС. Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования.

Лекция – 2 часа

Мероприятия, выполняемые в режимах функционирования «Повседневная деятельность», «Повышенная готовность», «Чрезвычайная ситуация». Уровни реагирования на чрезвычайные ситуации (объектовый, муниципальный, региональный, федеральный, особый).

Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования. Алгоритм действий при введение повышенных режимов функционирования.

 

Занятие 4.2. Порядок приведения в готовность и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.

Лекция – 2 часа

Сигналы гражданской обороны. Порядок введения в действие Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования. Порядок выполнения мероприятий гражданской обороны. Алгоритм действий по выполнению мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении гражданской обороны в готовность и внезапном нападении противника.

 

Тема 5. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Лекция – 2 часа

Общие сведения о системе -112. Цели и задачи создания системы-112. Базовые функции системы-112. Структура системы-112. Нормативно-правовая база субъекта Российской Федерации в области создания и развития системы-112. Особенности создания системы-112 в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Организационная структура системы-112 в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, характеристика объектов системы-112.

 

Предмет: Специальная подготовка

 

Тема 1. Организационная структура, задачи, состав единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

 

Занятие 1.1. Порядок создания, структура и задачи единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

Лекция – 2 часа

Порядок создания ЕДДС муниципальных образований (ДДС объектов). Цель создания и задачи единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Состав ЕДДС муниципального образования. Схема организационно-штатной структуры ЕДДС муниципального образования.

 

Занятие 1.2. Организация деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

Лекция – 2 часа

Перечень документов, разрабатываемых в ЕДДС муниципального образования. Подготовка и обучение персонала ЕДДС. Организация профессиональной подготовки персонала ЕДДС. Охрана труда.

Тема 2. Организация оперативной дежурной службы (оперативного дежурства).

 

Занятие 2.1. Предназначение и состав оперативной дежурной смены.

Лекция – 2 часа

Состав дежурной смены. Основные задачи дежурной смены. Обязанности должностных лиц дежурной смены.

 

Занятие 2.2. Подготовка, порядок заступления и смены оперативной дежурной смены, порядок несения оперативного дежурства.

Лекция – 2 часа

Порядок допуска к несению дежурства. Порядок заступления на дежурство. Инструктаж дежурного персонала ЕДДС. Несение дежурства на ЕДДС. Контроль несения дежурства ЕДДС.

 

Тема 3. Предназначение, состав и организация оперативного дежурства взаимодействующих органов повседневного управления единой системы на территории муниципального образования.

 

Занятие 3.1. Предназначение, структура и организация оперативной дежурной службы центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Лекция – 2 часа

Структура Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Руководство территориального органа МЧС России. Состав оперативной дежурной смены центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Взаимодействие с центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

 

 

Занятие 3.2. Дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и организаций, располагающихся на территории муниципального образования.

Лекция – 2 часа

Назначение, основные задачи и направления деятельности служб правоохранительных органов. Правовые основы деятельности правоохранительных органов. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.

Назначение, основные задачи и направления деятельности служб скорой медицинской помощи.

Правовые основы деятельности служб скорой медицинской помощи. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.

Назначение, основные задачи и направления деятельности служб аварийной газовой сети.

Правовые основы деятельности служб аварийной газовой сети. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.

Службы жизнеобеспечения ЖКХ субъектов Российской Федерации.

Правовые основы деятельности служб ЖКХ. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.

Правовые основы деятельности службы пожарной охраны. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.

Правовые основы деятельности службы реагирования в чрезвычайных ситуациях. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.

 

Тема 4. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны на территории муниципального образования.

 

 

 

Занятие 4.1. Организация взаимодействия и порядок обеспечения деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны на территории муниципального образования.

Практическое – 2 часа

Порядок взаимодействия ЕДДС с территориальными и функциональными звеньями территориальной подсистемы РСЧС. Организация межведомственного взаимодействия на уровне муниципального образования. Анализ потоков информации в различных режимах функционирования муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала по приему и передачи информации различным органам управления РСЧС и гражданской обороны.

 

Занятие 4.2. Порядок взаимодействия с центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Практическое – 2 часа

Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования по передаче информации в области предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и гражданской обороны.

 

Занятие 4.3. Отработка алгоритмов взаимодействия диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с диспетчерами оперативных экстренных служб и организаций, территориальным и местными гарнизонами пожарной охраны.

Практическое – 2 часа

Алгоритм действий диспетчера ЕДДС муниципального образования по приему и передаче информации диспетчеру оперативной экстренной службы.

Тема 5. Технические средства автоматизации управления, информационные системы и аппаратно-программные комплексы.

Практическое – 2 часа

Назначение, состав и функциональность автоматизированных рабочих мест оперативной дежурной смены ЕДДС. Порядок работы оборудования в штатном и нештатном режимах.

 

Занятие 5.1. Средства связи и управления, находящиеся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

Практическое – 2 часа

Состав технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации в ЕДДС, назначение, возможности и порядок их использования.

 

Занятие 5.2. Государственные, ведомственные и иные информационные ресурсы, используемые в работе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

Практическое – 2 часа

Программное обеспечение систем оповещения и информирования, системы-112,

Учреждения / Управление по делам ГОЧС г.Клинцы / Нормативные правовые документы /