Учреждения / Социальная защита населения г.Клинцы / Новости /

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских лагерей.

07 апреля 2017 г.

 В ГБУ «Комплексный  центр социального обслуживания населения г. Клинцы и Клинцовского района» состоит на учёте 27 бывших малолетних узников концлагерей. В преддверие  памятной даты сотрудники Центра проводят обследования ветеранов,  выявляют   нуждаемость  в социальном обслуживании на дому  или оказания других социальных услуг.

Воспитанники подготовительной группы МБДОУ №26 «Ласточка» под руководством заведующей О.К.Тепляковой подготовили  поздравительные открытки для ветеранов.

Прощаясь, специалисты вручали каждому сделанные собственными руками поздравительные открытки в знак уважения и для придания предпраздничного хорошего настроения.

 

Попасть в концлагерь было несложно. Немцы свозили туда детей, женщин, стариков – всех, кого им удалось поймать.

Уже по дороге в лагерь будущий заключенный получал представление о том, какие физические и душевные муки ожидают его там. Товарные вагоны, в которых люди ехали по направлению к таинственному месту назначения, намеренно делались похожими на концлагерь в уменьшенном масштабе.        

Санитарные условия в вагонах полностью отсутствовали: в них не было ни отхожего места, ни проточной воды.

Из бесед с бывшими малолетними узниками нашего города:

«Когда началась война, мы жили с семьёй в Дубровском районе. Отца не успели призвать в армию и он с остальными мужчинами из деревни ушёл в лес партизаном. Немцы вошли в деревню и начали жечь дома, у  матери начались преждевременные роды. Мама рассказывала, что дом горел, она рожала и я маленькая рядом, но тут в дом зашёл немецкий солдат и, увидев эту картину, помог матери встать, завернул новорождённого в тряпку, взял меня за руку и вывел из дома. Мама всегда вспоминала о нём с благодарностью. Потом нас, жителей деревни, посадили в машину и отвезли в Белоруссию в концентрационный лагерь на территории города Гомеля. Я запомнила, что кормили нас какой-то кислой похлёбкой.  Помню, как прилетели наши самолёты, и началась бомбёжка, бежали все: и немцы, и мы. Когда всё закончилось, мы пешком вернулись в родную деревню на пепелище. И начали все восстанавливать деревню….. Я выросла и вышла замуж, так я оказалась в Клинцах. Сейчас у меня две дочки и два внука».

                                                                          Бобкова Зоя Михайловна 1938г.р.

 

«Война застала меня в деревне Заречье Клинцовского района, пришли немцы сожгли дом и убили маму, отец успел уйти в лес к партизанам. Мне с сестрой пришлось идти жить к тётке в соседнюю деревню. В 1942 году в наш класс в школе зашёл староста с немецкими солдатами и забрал меня и сестру прямо с уроков, посадили нас  в машину и повезли в Клинцы на железнодорожную станцию. Помню, ехали мы долго, и привезли нас в Германию в исправительно-трудовой лагерь города Нюрнберг, в любимый город Гитлера. Мы там прожили 3 года, работали на фабрике, где выпускали электрические лампочки. В 1945 году нас освободили американцы и передали русским, вернулись мы с сестрой в родную деревню. У меня сейчас 6 детей, 13 внуков и 1 правнук».

                                                                          Титоренко Анна Михайловна 1927г.р.

 

«1943 год идёт война, мне 12 лет, город в оккупации, повсюду немецкие солдаты. Мы с сестрой пошли в школу, заходит в класс немец, показывает на меня пальцем и уводит, сестру тоже вывели из соседнего класса, отвезли нас на железнодорожную станцию, посадили в вагон и поехали... Приехали мы в Данию в детский концлагерь, там нас с сестрой разъединили по разным баракам, как мне сказали, меня будут готовить для разведшколы, а сестру для работы в богатых домах. А на самом деле  над нами ставили опыты, для «арийской медицины». Все мы плакали, врач говорил, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Это было страшно, когда идёшь в тумане и не знаешь, вернёшься ли обратно. Видела девочку, которая лежала на проходе, у неё был вырезан лоскут кожи на ноге. Окровавленная, она стонала.

   В 1945 году мы сидели на лужайке, к нам подошёл местный житель дядя Пауль, и сказал, что пришли русские, мы стали кричать, что  тоже русские. Он ушёл и вернулся уже с русскими солдатами, он спас нас… Война для нас закончилась, только шрамы на теле от опытов не дают забыть о тех днях. Мы вернулись в Клинцы, я устроилась работать на обувную фабрику, где отработала до самой пенсии. У меня 2 дочки, 6 внуков и 5 правнуков».

                                                                     Рупич Инна Павловна 1932 г.р.

 

 

Жили мы в Клинцах, мама моя умерла,  и отец женился второй раз, воспитывала меня мачеха. Отец был коммунистом, членом ОБКОМа, и когда в город пришли немцы он исчез. Через несколько дней пришла мачеха и сказала, что в лесу под Почетухой, лежат трупы мужчин, я побежал в лес и действительно, там был мой отец. Вот тут и начались мои страдания, мачеха выгнала меня из дома, идти мне было некуда. На улице я встретил незнакомого мужчину, он меня пожалел и сказал идти на пилораму в деревню Вьюнки. Меня взяли на работу, выносить опилки, один раз в день кормили, и ночевал я там же. В 1943 году на пилораму пришли немецкие солдаты, меня и ещё 10 мальчишек, таких же одиноких, забрали и отправили в лагерь. Ехали мы бесконечно долго. Так мне казалось. Состав всё время останавливался. Наконец, нам скомандовали выходить. Оказались в  трудовом детском лагере города Люксембург. Жили в бараках, работали на металлургическом комбинате, строили доменную печь. Находился я там 16 месяцев, в 1944 году нас освободили американцы. Потом я прошёл два следствия в КГБ, перевозили с одного города в другой, постоянно допрашивали. В 1945 году всё закончилось и меня призвали служить в ряды Советской армии, 5 лет я служил в Германии, затем вернулся в родной город, устроился на фабрику имени Ленина, женился. У меня сейчас двое детей. Двое внуков и два правнука».

                                                                         Шевченко Михаил Михайлович 1926 г.р.

 

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских лагерей.
За годы войны через концлагеря, лагеря смерти и тюрьмы прошло 18 000 000 человек. 11 000 000 были уничтожены.
Трудно представить, что пережили работавшие до изнеможения, голодные люди на глазах которых сжигали в крематориях, душили в газовых камерах, пытали, насиловали таких же как и они узников, детей.
После войны уцелевшим пришлось пройти через новые испытания, уготованные им коммунистическим режимом.
Их имена и судьбы, по большей части, не известны. Большинство погибло, но все они заслуживают дань нашего глубокого уважения и скорби.
Мы преклоняемся перед стойкостью тех, кто выжил в этом аду. Память о погибших навечно останется в наших сердцах.