Агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим, это всякое умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п. Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.
Диагностические критерии агрессивности для детей
среднего школьного возраста и подростков
В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течении шести и более месяцев одновременно проявляются как минимум три критерия.
• Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
• Инициируют физические драки.
• Используют в драке предметы, которые могут ранить.
• Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
• Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
• Намеренная порча имущества.
• Шантаж, вымогательство.
• Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
• Побег из дома.
• Не ходит в школу либо выгнали из школы.
Характерологические особенности агрессивных детей
Три важнейшие характерологические особенности:
1. Имеют высокий уровень личностной тревожности.
2. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую.
3. Чувствуют себя отверженными.
В связи с этим:
• Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
• Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
• Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
• Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
• Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
• В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. д.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
• Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
• Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
• В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
• Слабо развит контроль над своими эмоциями.
• Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
• Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
• Имеют неврологические недостатки: неустойчивое рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
• Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
• Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Четыре шага снижения агрессии у подростка.
Первый шаг. Гармонизация эмоциональной сферы подростка (организация различных мероприятий, где подросток получит положительный опыт). Например, такие мероприятия, как: «Фабрика звезд», «Минута славы», «День звезды», «Доска знакомства», «Выставка достижений».
А также организация психологических игр, которые способствуют отреагированию отрицательных эмоций.
Второй шаг. Реабилитация «Я» подростка. Организация различных игр, клубов, обсуждений.
Третий шаг. Переориентация поведения. В основном, на этом этапе начинают работу в тренинговых группах по снятию агрессии.
В рамках тренинга хорошо использовать театральные игры, эмоциональные этюды, упражнение «Мое состояние», игры-путешествия, игры с куклами, игры с глиной (соленым тестом или пластилином) и др..
Тренинги по снятию агрессии должны решать следующие задачи:
• Создать атмосферу взаимного признания, безопасности и поддержки;
• Условия уникальности, таким образом, стимулируя толерантность;
• Формирование и развитие навыков уверенного поведения;
• Помочь найти свою позицию в общении на основе анализа агрессивных установок в отношении людей.
Четвертый шаг. Работа с родителями: решение эмоциональных, личностных проблем, потом переориентация родительского поведения.