Отдел внутренней политики, трудовых отношений, связей с общественностью и средств массовой информации

21 сентября 2018 г.

Федеральные законы от 19.07.2018 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда» и № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда».

Указанными Федеральными законами внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда. В соответствии с внесенными изменениями:

1. К полномочиям Ростехнадзора отнесено осуществление государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО), а также за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда.

2. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» надзор за безопасными условиями труда исключен из полномочий Росздравнадзора в целях устранения дублирования полномочий Роструда.

3. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и/или опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения указанного производственного контроля. Изменения вступили в силу с 30 июля 2018 года. ·

Федеральный закон от 03.08.2018 № 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации». Определен порядок применения дисциплинарного взыскания за нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Оно не может быть применено позднее 3 лет со дня совершения проступка. В указанный срок (как и в отношении иных взысканий) не включается время производства по уголовному делу. ·

Письмо Минтруда России от 09.08.2018 № 14−1/10/В-6061 «Об установлении минимального размера оплаты труда в 2019 году». Минтруд России информирует о планируемом установлении с 1 января 2019 года МРОТ в сумме 11280 рублей в месяц.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ введен механизм ежегодного (с 1 января) установления МРОТ в размере величины прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года.

Минтрудом России разработан проект федерального закона «Об установлении минимального размера оплаты труда с 1 января 2019 года», согласно которому с 1 января 2019 года МРОТ составит 11280 рублей в месяц. Срок внесения проекта в Госдуму в октябре 2018 года. ·

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» «Режим самоинспектирования» работодателя на предмет соблюдения требований трудового законодательства должен стать ключевым аспектом в деятельности хозяйствующего субъекта .

Предложенные Минтрудом России изменения в Трудовой кодекс РФ направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В этой связи проектом предлагается новая редакция раздела X ТК РФ «Охрана труда». Изменения, в числе прочего, предусматривают:

- структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;

- повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда;

- внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;

- модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;

- совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).

Кроме того:

закрепляется право работодателя проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроль), использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование обеспечивающее дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, а также обеспечивать хранение полученной информации, вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;

устанавливается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора;

уточняется порядок расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

 

Ссылка:http://www.tskopar.ru/index.php/1931-21-sentyabrya-2018-g-obzor-izmenenij-v-trudovom-zakonodatelstve-v-sfere-okhrany-truda-za-iyul-sentyabr-2018-g